В это фрагменте я увидел параллель с беснующимися украинками и украинцами:
К сегодняшним постам про архаическое поведение крестьянской общины, основанной на круговой поруке.
Второе явление этого мышления – уравниловка. Причём вся работа равняется по худшему.
Читатель мне напомнил, прислал замечание помещика А.Н.Энгельгардта из его знаменитых «Писем из деревни 1872-1887 гг.»:
«Все считаются в работе, сильному, например, ничего не значит снести мешок в закром, слабый же бьётся, бьётся, пока подымет, пока снесёт, сделав своё дело, сильный всё это время стоит, ждёт, пока слабый не снесёт, и только тогда берется за другой мешок. И так во всём.
Крестьянская община, крестьянская артель - это не пчелиный улей, в котором каждая пчела, не считаясь с другой, трудолюбиво работает по мере своих сил на пользу общую. Э! если бы крестьяне из своей общины сделали пчелиный улей - разве они тогда ходили бы в лаптях?»
Кстати, вспомнилось, что первые погромы в деревне в 1916 году и первой половине 1917-х пошли не помещичьих хозяйств (большинство помещиков их охраняли; писал уже, что нанимали для охраны казаков, чеченцев и ингушей, а в 1917-м – даже военнопленных венгров, австрийцев и турок). Первыми громили т.н. «отруба» - хозяйства крестьян, вышедших из общины по Столыпинской реформе. Ненависть к своим же односельчанами, решивших работать на себя, была даже сильнее ненависти к помещикам.
Вот это вот "вы предатели потому что уехали" - это продолжение архаичного общинного поведения, по которому ты единолично не должен вырываться из проблем, которые испытывает твой "однообщинник", даже если он сам их и создал или одобряет их создание кем-то другим.
"Ненависть к односельчанам сильнее ненависти к помещикам". Это - та же история, что и бороться за то, чтобы не было бедных vs. против богатых.
С этой же точки зрения легко увидеть, что молодежь в меньшей мере разделяет эти взгляды, а чокнувшиеся старички и даже не совсем старички быстро теряют связь с реальностью и упускают момент, в котором молодежи чужды их забобоны национального строительства из говна и палок.
